Вы здесь

«700 км уже не плагиат». Соучредитель «Клевера» о копировании, правильном начале бизнеса и том, чего не хватает Минску.

В воскресенье 25 февраля мы проводили прямой эфир в нашем Instagram с Денисом Докиным о скандале с «Тише Мыши», плагиате и истории открытия «Клевера». В этом интервью мы подводим итоги для тех, кто все пропустил.

Как вы относитесь к тому, что «Тише Мыши» обвиняют в плагиате?

– Подобная концепция продажи блюда по сниженной стоимости крайне популярна в Европе уже много лет. Говорить сейчас, что «Тише Мыши» позаимствовали эту идею именно у Кана – показывать свой крайне ограниченный кругозор. 

– Как, по-вашему, владельцам «Тише Мыши» стоит себя вести в этой ситуации?

– Так, как они себя ведут: класть на обвинения и спокойно работать дальше. Они все делают грамотно, получают от ситуации как можно больше выгоды в виде рекламы, и при этом продолжают исследовать концепцию, ведь пара недель работы заведения в новом формате еще ничего не показывает. Я поступил бы так же.

– А расскажите про свой опыт работы с «Клевером». Он ведь мог стать копией?

– В вашем прямом эфире я уже говорил, что на месте «Клевера» мы изначально хотели открыть «Бар 13». У нас не получилось, потому что не смогли договориться с владельцем помещения. А когда он все же позвонил с предложением аренды, я уже продавал долю в «Баре 13» и больше не хотел заниматься общепитом.

Но на момент звонка со мной были друзья, которые работают в этой сфере, и среди них владелец сети ирландских пабов «Clever» в Новосибирске, предложивший открыть такой же в Минске. Говорит: «Ирландский паб – это тема. Формат, который не теряет актуальности и будет популярным даже через 20 лет. И потертая барная стойка тоже станет плюсом».

Кстати, при этом мы до сих пор дружим и прилетаем друг к другу в гости.

– То есть из общего остался только логотип?

– Да, и музыка, которая у нас играет, но частично. И использованные в оформлении цвета ирландского флага.

– Были ли подсмотрены идеи для бара где-то еще?

– Конечно. Здесь собран весь наш багаж знаний, все, что мы увидели и услышали в путешествиях, начиная с воспоминаний о моей первой поездке за границу с родителями, когда мне было 5.

Irish Pub Clever в Новосибирске.

Потолок и барную стойку, например, подсмотрели в Дании. Идея с банками, на которых будто стоит сцена, тоже подсмотрена, но я уже не помню где. Можно сказать, в одно заведение мы собрали кучу разных со всего мира. И я не вижу в этом ничего постыдного.

– Пытался кто-то скопировать минский «Клевер»?

–Вполне возможно. Я, если честно, ничего про это не слышал.

Как вообще вы относитесь к заведениям-копиям?

– Я думаю, они имеют право на существование. Вот давайте по-честному, какая разница, что где-то в Украине есть бар похожий на YARD, если здесь вкусно готовят и концепция интерьера располагает сесть и съесть стейк?

В прямом эфире я пошутил, что до Москвы целых 700 км, поэтому все, что есть там можно использовать у нас и не считать это плагиатом. Хотя между нами и Вильнюсом вдвое меньше расстояние, оттуда тоже можно тырить и тырить (смеется). Я бы и сам спокойно это делал, но там нет ни одной интересной мне концепции.

– Почему такое вообще происходит?

– Если говорить об оформлении, думаю, все дело в отсутствии креатива у дизайнера. Я очень сомневаюсь, что человек пришел к владельцам «Ярда» и сказал: «Ребята, я знаю откуда мы сейчас все слямзим». Наверное, наняли какого-то человека за две штуки, и он решил сильно не запариваться. Думаю, в 80% случаев владельцы заведений даже не знают, что у них интерьер нарезан кусками из других кафе и баров.

А концепция может самому основателю показаться интересной и нужной в его городе. Да, не факт, что она сработает, поэтому делается это на свой страх и риск. Ни разу не слышал, чтобы кто-то просчитывал все заранее.

– К вам кто-нибудь обращался за франшизой?

– Да, много раз. Но в этом ни разу не было никакой конкретики. Часто все заканчивается на желании. В основном ко мне обращались люди, которые ничего не понимают в этом бизнесе и в корне неправильно начинают его создавать.

– А как правильно?

– Каждый человек в общепит приходит двумя путями: адекватным и неправильным. В первом случае все может быть так: человек поработал долго, допустим, барменом, потом старшим барменом. И вот однажды он слышит предложение от пьяного клиента: «Давай, я дам тебе денег, и ты откроешь бар, ты же в этом разбираешься». И он пытается сделать проект на чужие или свои деньги, собравшись с друзьями. Это единственный эволюционно правильный путь, который с большой долей вероятности принесет свои плоды и приведет к успеху.

В неправильном случае есть человек, который торгует кирпичами. Кирпичи продаются плохо, строить стали мало, а жрут люди всегда. И ему приходит идеальная идея: «Открою-ка я свое заведение».

Такие люди обращались к нам. Но я всегда говорил, что продам франшизу только за очень большую сумму. И тут практически каждый торгующий кирпичом говорит: «А шо я сам не понимаю? Вон Юлька, жена компаньона, на курсы дизайна пошла и все нам оформит. И повара еще наймем. Зачем нам деньги платить?» В итоге открывается какое-нибудь очередное кафе с невнятным интерьером, бестолковой едой и четким пониманием, что здесь все воруют от начала и до конца.

 

Дело в том, что пока ты не окунулся в этот бизнес, ты не знаешь, насколько высока цена ошибки, ты не знаешь, сколько стоит неправильная техкарта, которой тебя будут обманывать повара.

Каких, по-вашему, заведений сейчас не хватает Минску? Есть ли свободная ниша?

– Думаю, нужно больше хинкален. У нас есть франшиза эконом-класса, которую привез из Украины Алексей Садовой, но не хватает заведений для более взрослой публики, какие можно увидеть, например, в Москве. Там кафе и рестораны с четким уклоном в грузинскую еду, с музыкальной программой и нескончаемо льющейся водочкой – формат простой и понятной еды еще со времен советского союза.

Почему так удачно зашла «Чайхана»? У них понятная взрослым еда, а не какие-нибудь приготовленные на пару булочки. Думаю, если открыть две-три хинкальни с живой музыкой, качественной подачей и вкусными блюдами, они всегда будут иметь своего гостя.